mediton (mediton) wrote,
mediton
mediton

Путь детдомовца


8 октября 2012 года 16:20
Путь детдомовца

Воспитательная система превращает сирот в умственно отсталых



Мы сидели с ней в актовом зале детского дома. Невысокая сцена,
занавес, кресла. Стены то ли розовые, то ли персиковые, на них с десяток
вырезанных из бумаги ярких цветочков – чтоб повеселее было. Таких
одинаковых актовых залов в России – сотни. А таких, как моя собеседница
Оля, - тысячи.


Она почти на меня не смотрела, даже села ко мне боком. Все время
хихикала, хоть ничего смешного в нашей встрече не было. Но и я
улыбалась, чтобы как-то подбодрить ее, стесняющуюся, наладить контакт.


В глаза сироты не смотрят почти никогда.


- Сколько тебе лет?


- 13.


- А учишься как? - я спросила с надеждой, но ответ был предопределен - он тут почти у всех одинаковый.


А Оля еще сильнее стала хихикать.


- Ну, та-ак... Когда как. И тройки бывают, и четверки. Ну, тройки в основном.


- А любимый урок есть?


- Да, ИЗО.


- А чего ж ты как плохо учишься? Не понимаешь, что ли, или просто лень?


Снова хихикает:


- Ну, не очень охота.


Надо сказать, что подавляющему большинству детей в этом детском доме
слова «хочу учиться» или «хорошо учусь» говорить не приходилось никогда.
Учатся они плохо и не хотят. Мотивация напрочь отсутствует. И никто не
работает над ее возникновением. «Что поделать, они у нас тут почти все с
ЗПР», - говорят воспитатели и руководители детских домов. То есть с
задержками психического развития, которые в свою очередь могут привести
к умственной отсталости или интеллектуальной недостаточности,
по-разному можно называть. Только, опять же, у многих воспитанников
детских домов такие «диагнозы» появились вследствие педагогической
запущенности и психологических травм, полученных ребенком. До того, как
попасть в детдом, они, как правило, живут с асоциальными родителями и
часто просто не посещают школу. Но педагогическая запущенность и трудные
жизненные ситуации – это же не приговор! А глядя на работу, ведущуюся с
ними, можно подумать, что жирный крест на них уже поставили.


- А поступать куда собираешься после школы?


- На повара, как сестра.


- Готовить, значит, умеешь, да?


- Конечно! Мы в школе вот недавно готовили салаты. Селедку под шубой и оливье.


- И как готовить оливье?


- Ой, ну кто как готовит! Понамешают всего. Если вкусно получилось, то
«пятерку» ставят. Если не очень, то «тройку». Ну а если совсем ужасно,
то «двойку».


Уровень бытовых навыков у сирот также почти нулевой. Их немного учат
готовить в школе. Иногда пускают в общую столовую помогать готовить
поварам. Этого мало, и это не единственное, что им нужно уметь и знать. И
опять же – никакой мотивации и мыслей о будущем. «Здесь мне все дают и
все делают для меня. Что будет потом – будет потом», – типичные
размышления воспитанника. Но в этом нет их вины. Они заложники системы, в
которой разваливаются семьи, дети попадают в интернат, где их
воспитывают женщины разочарованные, часто неудовлетворенные, вынужденные
за ничтожную зарплату контролировать неуправляемых подростков, успевая
при этом сдать тонну отчетных бумаг в министерство и прокуратуру.


- А с жильем у тебя что? Есть закрепленное? Где после детского дома жить будешь?


- Мне должны дать жилье, у меня нет.


- А что надо сделать, чтобы получить жилье?


- Ну, я не знаю. Но мне все помогут. Там какие-то документы надо
собрать, это мне скажут. А потом, если какие-то будут проблемы, то Ирина
Владимировна все решит, – тут моя собеседница уже совсем оживилась,
начала увлеченно рассказывать. – Если кто-то придет и скажет: «Это мое
жилье», – надо не пускать, поставить замок и закрыть. А если не поможет,
то надо звонить Ирине Владимировне. Она вообще любой вопрос может
решить!


- А кто такая Ирина Владимировна?


- Ну, такая она… ну, стройная, в Москве живет. Она вот приезжала к нам в
понедельник или во вторник. Она сказала, чтоб ей звонили, если что. У
меня ее кредитная карточка есть.


Конечно, визитная карточка. Мне тут захотелось схватить ее за плечи и
закричать: «Ну какая еще Ирина Владимировна, Оль?! Сама ты все будешь
решать!». Вот она, типичная иждивенческая психология детдомовца. Вот
они, правовые знания. Выпускники детского дома к жизни не готовы
совершенно, уповают на Ирину Владимировну, Елену Петровну, Марьиванну.
Глубокая запущенность по всем фронтам.


В этот день я говорила не только с Олей. Еще было диалогов 20 в общей
сложности, у меня и моих коллег, но каждый последующий похож на
предыдущий.


А нам все твердят про волонтерство, добровольчество. Дружные группы
студентов и работников корпораций продолжают ездить с конфетками и
игрушками, концертами и аниматорами. Тем самым подливая масла в пылающий
огонь неадекватной системы, пожирающей саму себя.


Глобальные цели по ликвидации всех детских домов за 5 лет поражают.
Только, боюсь, это невозможно. Детские дома – лишь следствие более
глубоких и серьезных общественных проблем, связанных с социальной
политикой, экономикой, демографией. Поэтому, как ни печально, следует
признать, что сироты в ближайшее время никуда не исчезнут и будут
продолжать наполнять соответствующие учреждения. А значит, нужно менять
принципы работы с этими детьми.


Детям нужны профессионалы, высококлассные специалисты: психологи,
психиатры, социальные работники, юристы, коррекционные педагоги. И этим
людям нужно платить зарплату, потому что своей доброй волей они не
смогут прокормить своих собственных детей. Немотивированный специалист
порой хуже, чем вообще никакого специалиста.


И только при наличии профессионалов можно говорить о системе адаптации
сирот, которая позволит им вырастать и выходить в жизнь нормальными
самостоятельными людьми. Вот во что нужно вкладывать ресурсы. А конфеты
они себе потом и сами смогут купить, потому что будут уметь зарабатывать
и тратить.
http://svpressa.ru >>>



Tags: Дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments