Previous Entry Поделиться
Учебники математики Киселева.
Джонатан
mediton
Почему к ним надо вернуться?
Вредительство и саботаж в школьном образовании, (на примере учебников математики).

"Я бы вернулся к Киселеву". Академик В. И. Арнольд

Призыв "вернуться к Киселеву" раздается вот уже 30 лет. Возник он сразу после реформы-70, изгнавшей из школы прекрасные учебники и запустившей процесс прогрессивной деградации образования. Почему не утихает этот призыв?

Кое-кто объясняет это "ностальгией" . Неуместность такого объяснения очевидна, если вспомнить, что первый, кто еще в 1980 г., по свежим следам реформы, призвал вернуться к опыту и учебникам русской школы, был академик Л. С. Понтрягин. Профессионально проанализировав новые учебники, он убедительно, на примерах объяснил, — почему это надо сделать .



Потому что все новые учебники ориентированы на Науку, а точнее, на наукообразие и полностью игнорируют Ученика, психологию его восприятия, которую умели учитывать старые учебники. Именно "высокий теоретический уровень" современных учебников — коренная причина катастрофического падения качества обучения и знаний. Причина эта действует более тридцати лет, не позволяя хоть как-то исправить ситуацию.

Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию — 1%) . В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву" ]. Это ли не аргумент за его возвращение детям?

В 80-х годах призыв этот был проигнорирован министерством (М. А. Прокофьев) под предлогом, что "надо совершенствовать новые учебники". Сегодня мы видим, что 40 лет "совершенствования" плохих учебников так и не породили хорошего. И не могли породить.

Хороший учебник не "пишется" в один-два года по заказу министерства или для конкурса. Он не будет "написан" даже в десять лет. Он вырабатывается талантливым педагогом-практиком вместе с учащимися в течение всей педагогической жизни (а не профессором математики или академиком за письменным столом).

Педагогический талант редок, — гораздо реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников — единицы). Главное свойство педагогического таланта — способность сочувствия с учеником, которая позволяет правильно понять ход его мысли и причины затруднений. Только при этом субъективном условии могут быть найдены верные методические решения. И они должны быть еще проверены, скорректированы и доведены до результата долгим практическим опытом, — внимательными, педантичными наблюдениями за многочисленными ошибками учащихся, вдумчивым их анализом.

Именно так в течение более сорока лет (первое издание в 1884 г.) создавал свои замечательные, уникальные учебники учитель Воронежского реального училища А. П. Киселев. Его высшей целью было понимание предмета учащимися. И он знал, как эта цель достигается. Поэтому так легко было учиться по его книгам.

Свои педагогические принципы А. П. Киселев выразил очень кратко: "Автор... прежде всего ставил себе целью достигнуть трех качеств хорошего учебника:
точности (!) в формулировке и установлении понятий,
простоты (!) в рассуждениях и
сжатости (!) в изложении" .

Глубокая педагогическая значительность этих слов как-то теряется за их простотой. Но эти простые слова стоят тысяч современных диссертаций. Давайте вдумаемся.

Современные авторы, следуя наказу А. Н. Колмогорова, стремятся "к более строгому (зачем? — И.К.) с логической стороны построению школьного курса математики" . Киселев заботился не о "строгости", а о точности (!) формулировок, которая обеспечивает их правильное понимание, адекватное науке. Точность — это соответствие смыслу. Пресловутая формальная "строгость" ведет к отдалению от смысла и, в конце концов, полностью уничтожает его.

Киселев даже не употребляет слова "логика" и говорит не о "логичных доказательствах", вроде бы неотъемлемо свойственных математике, а о "простых рассуждениях". В них, в этих "рассуждениях", разумеется, присутствует логика, но она занимает подчиненное положение и служит педагогической цели — понятности и убедительности (!) рассуждений для учащегося (а не для академика).

Наконец, сжатость. Обратите внимание, — не краткость, а сжатость! Как тонко чувствовал Андрей Петрович тайный смысл слов! Краткость предполагает сокращение, выбрасывание чего-то, может быть, и существенного. Сжатость — сжимание без потерь. Отсекается только лишнее, — отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на смыслах. Цель краткости — уменьшение объема. Цель сжатости — чистота сути! Этот комплимент в адрес Киселева прозвучал на конференции "Математика и общество" (Дубна) в 2000 г.: "Какая чистота!"

Замечательный Воронежский математик Ю. В. Покорный, "болеющий школой", установил, что методическая архитектура учебников Киселева наиболее согласована с психолого-генетическими законами и формами развития юного интеллекта (Пиаже-Выготский), восходящими к Аристотелевой "лестнице форм души". "Там (в учебнике геометрии Киселева — И.К.), если кто помнит, изначально изложение нацелено на сенсо-моторное мышление (наложим, т.к. отрезки или углы равны, другой конец или другая сторона совпадают и т.д.).

Затем отработанные схемы действий, обеспечивающие начальную (по Выготскому и Пиаже) геометрическую интуицию, комбинациями приводят к возможности догадок (инсайту, ага-переживанию). При этом наращивается аргументация в форме силлогизмов. Аксиомы появляются лишь в конце планиметрии, после чего возможны более строгие дедуктивные рассуждения. Не зря в когдатошние времена именно геометрия по Киселеву прививала школьникам навыки формально-логических рассуждений. И делала это достаточно успешно" .

Вот где еще одна тайна чудесной педагогический силы Киселева! Он не только психологически правильно подает каждую тему, но строит свои учебники (от младших классов к старшим) и выбирает методы соответственно возрастным формам мышления и возможностям понимания детей, неторопливо и основательно развивая их. Высший уровень педагогического мышления, недоступный современным дипломированным методистам и преуспевающим авторам учебников.

А теперь хочу поделиться одним личным впечатлением. Преподавая во втузе теорию вероятностей, я всегда испытывал дискомфорт при разъяснении студентам понятий и формул комбинаторики. Студенты не понимали выводов, путались в выборе формул сочетаний, размещений, перестановок. Долго не удавалось внести ясность, пока не осенила мысль обратиться за помощью к Киселеву, — я помнил, что в школе эти вопросы не вызывали никаких затруднений и даже были интересны. Сейчас этот раздел выброшен из программы средней школы, — таким путем Минпрос пытался решить созданную им самим проблему перегрузки.

Так вот, прочитав изложение Киселева, я был изумлен, когда нашел у него решение конкретной методической проблемы, которая долго не удавалась мне. Возникла волнующая связь времен и душ, — оказалось, что А. П. Киселев знал о моей проблеме, думал над ней и решил ее давным-давно! Решение состояло в умеренной конкретизации и психологически правильном построении фраз, когда они не только верно отражают суть, а учитывают ход мысли ученика и направляют ее. И надо было изрядно помучиться в многолетнем решении методической задачи, чтобы оценить искусство А. П. Киселева. Очень незаметное, очень тонкое и редкостное педагогическое искусство. Редкостное! Современным ученым педагогам и авторам коммерческих учебников следовало бы заняться исследованиями учебников учителя гимназии А. П. Киселева.

А. М. Абрамов (один из реформаторов-70, — он, по его признанию , участвовал в написании "Геометрии" Колмогорова) честно признает, что только после многолетнего изучения и анализа учебников Киселева стал немного понимать скрытые педагогические "тайны" этих книг и "глубочайшую педагогическую культуру" их автора, учебники которого — "национальное достояние" (!) России .

И не только России, — в школах Израиля все это время без комплексов пользуются учебниками Киселева. Этот факт подтверждает директор Пушкинского Дома академик Н. Скатов: "Сейчас все чаще специалисты утверждают, что, оказывается, учебник Щербы по русскому языку все-таки перекрывает все новейшие учебники, и, кажется, пока мы (?) бесшабашно (?) предавались математическим экспериментам, умные израильтяне обучали алгебре по нашему хрестоматийному Киселеву." .

У нас же все время придумываются препятствия. Главный аргумент:"Киселев устарел". Но что это значит?

В науке термин "устарел" применяется к теориям, ошибочность или неполнота которых установлена их дальнейшим развитием. Что же "устарело" у Киселева? Теорема Пифагора или что-то еще из содержания его учебников? Может быть, в эпоху быстродействующих калькуляторов устарели правила действий с числами, которых не знают многие современные выпускники школ (не умеют складывать дроби)?

Наш лучший современный математик, академик В. И. Арнольд почему-то не считает Киселева "устаревшим". Очевидно, в его учебниках нет ничего не верного, не научного в современном смысле. Но есть та высочайшая педагогическая и методическая культура и добросовестность, которые утрачены нашей педагогикой и до которой нам никогда больше не дотянуться. Никогда!

Термин "устарел" — всего лишь лукавый прием, характерный для модернизаторов всех времен. Прием, воздействующий на подсознание. Ничто подлинно ценное не устаревает, — оно вечно. И его не удастся "сбросить с парохода современности", как не удалось сбросить "устаревшего" Пушкина РАППовским модернизаторам русской культуры в 20-х годах. Никогда не устареет, не будет забыт и Киселев.

Другой аргумент: возвращение невозможно из-за изменения программы и слияния тригонометрии с геометрией . Довод не убедительный — программу можно еще раз изменить, а тригонометрию разъединить с геометрией и, главное, с алгеброй. Более того, указанное "соединение" (как и соединение алгебры с анализом) является еще одной грубой ошибкой реформаторов-70, оно нарушает фундаментальное методическое правило — трудности разъединять, а не соединять.

Классическое обучение "по Киселеву" предполагало изучение тригонометрических функций и аппарата их преобразований в виде отдельной дисциплины в X классе, а в конце — приложение усвоенного к решению треугольников и к решению стереометрических задач. Последние темы были замечательно методически проработаны с помощью последовательности типовых задач. Стереометрическая задача "по геометрии с применением тригонометрии" была обязательным элементом выпускных экзаменов на аттестат зрелости. Учащиеся хорошо справлялись с этими задачами. А сегодня? Абитуриенты МГУ не могут решить простую планиметрическую задачу!

Наконец, еще один убийственный аргумент, — "у Киселева есть ошибки" (проф. Н. X. Розов). Интересно, какие же? Оказывается, — пропуски логических шагов в доказательствах.

Но это же не ошибки, это сознательные, педагогически оправданные пропуски, облегчающие понимание. Это — классический методический принцип русской педагогики: "не следует стремиться сразу к строго логическому обоснованию того или иного математического факта. Для школы вполне приемлемы "логические скачки через интуицию", обеспечивающие необходимую доступность учебного материала" (из выступления видного методиста Д. Мордухай-Болтовского на Втором Всероссийском съезде преподавателей математики в 1913 г).

Модернизаторы-70 заменили этот принцип антипедагогическим псевдонаучным принципом "строгого" изложения. Именно он уничтожил методику, породил непонимание и отвращение учащихся к математике. Приведу пример педагогических уродств, к которым ведет этот принцип.

Вспоминает старый новочеркасский учитель В. К. Совайленко. "25 августа 1977 г. проходило заседание УМСа МП СССР, на котором академик А. Н. Колмогоров анализировал учебники математики с 4-го по 10-й классы и рассмотрение каждого учебника заканчивал фразой: "После некоторой корректировки это будет прекрасный учебник, и если вы правильно понимаете этот вопрос, то вы одобрите этот учебник". Присутствовавший на заседании учитель из Казани с сожалением сказал рядом сидящим: "Это же надо, гений в математике — профан в педагогике. Он не понимает, что это не учебники, а уроды, и он их хвалит".

В прениях выступил московский учитель Вайцман: "я прочитаю из действующего учебника геометрии определение многогранника". Колмогоров, выслушав определение, сказал: "Верно, все верно!". Учитель ему ответил: "В научном отношении все верно, а в педагогическом — вопиющая безграмотность. Это определение напечатано жирным шрифтом, значит, для обязательного заучивания, и занимает полстраницы. Так разве суть школьной математики в том, чтобы миллионы школьников зубрили определения в полстраницы учебника? В то время, как у Киселева это определение дано для выпуклого многогранника и занимает менее двух строк. Это и научно, и педагогически грамотно."

О том же говорили в своих выступлениях и другие учителя. Подводя итоги, A. Н. Колмогоров сказал: "К сожалению, как и прежде, продолжалось ненужное критиканство вместо делового разговора. Вы меня не поддержали. Но это не имеет значения, т. к. я договорился с министром Прокофьевым и он меня полностью поддерживает."Данный факт изложен B. К. Совайленко в официальном письме в адрес ФЭС от 25.09.1994 г.

Еще один интересный пример профанации педагогики специалистами-математиками. Пример, неожиданно приоткрывший одну поистине "тайну" Киселевских книг. Лет десять назад присутствовал я на лекции крупного нашего математика. Лекция посвящалась школьной математике. В конце задал лектору вопрос, — как он относится к учебникам Киселева? Ответ: "Учебники хорошие, но они устарели". Ответ банален, но интересно было продолжение, — в качестве примера лектор нарисовал Киселевский чертеж к признаку параллельности двух плоскостей. На этом чертеже плоскости резко изгибались для того, чтобы пересечься. И я подумал: "Действительно, какой нелепый чертеж! Нарисовано то, чего быть не может!" И вдруг отчетливо вспомнил подлинный чертеж и даже его положение на странице (внизу-слева) в учебнике, по которому учился почти сорок лет назад. И почувствовал связанное с чертежем ощущение мускульного напряжения, — будто пытаюсь насильственно соединить две непересекающиеся плоскости. Сама-собой возникла из памяти четкая формулировка: "Если две пересекающиеся прямые "одной плоскости параллельны -..", а вслед за ней и все короткое доказательство "от противного".
Я был потрясен. Оказывается, Киселев запечатлел в моем сознании этот осмысленный математический факт навечно (!).

Наконец, пример непревзойденного искусства Киселева сравнительно с современными авторами. Держу в руках учебник для 9-го класса "Алгебра-9", изданный в 1990 году. Автор — Ю. Н. Макарычев и К0, и между прочим, именно учебники Макарычева, а также Виленкина, приводил в качестве примера "недоброкачественных, ... безграмотно выполненных" Л. С. Понтрягин . Первые страницы: §1. "Функция. Область определения и область значений функции".

В заголовке указана цель — разъяснить ученику три взаимосвязанных математических понятия. Как же решается эта педагогическая задача? Вначале даются формальные определения, потом множество разношерстных абстрактных примеров, затем множество хаотичных упражнений, не имеющих рациональной педагогической цели. Налицо перегрузка и абстрактность. Изложение занимает семь страниц. Форма изложения, когда начинают с невесть откуда взявшихся "строгих" определений и затем "иллюстрируют" их примерами, трафаретна для современных научных монографий и статей.

Сравним изложение той же темы А. П. Киселевым (Алгебра, ч. 2. М.: Учпедгиз. 1957). Методика обратная. Начинается тема с двух примеров — бытового и геометрического, эти примеры хорошо знакомы ученику. Примеры подаются так, что естественно приводят к понятиям переменной величины, аргумента и функции. После этого даются определения и еще 4 примера с очень краткими пояснениями, их цель — проверить понимание ученика, придать ему уверенности. Последние примеры тоже близки ученику, они взяты из геометрии и школьной физики. Изложение занимает две (!) страницы. Ни перегрузки, ни абстрактности! Пример "психологического изложения", по выражению Ф. Клейна.

Показательно сравнение объемов книг. Учебник Макарычева для 9 класса содержит 223 страницы (без учета исторических сведений и ответов). Учебник Киселева содержит 224 страницы, но рассчитан на три года обучения — для 8-10 классов. Объем увеличился в три раза!

Сегодня очередные реформаторы стремятся уменьшить перегрузку и "гуманизировать" обучение, якобы заботясь о здоровье школьников. Слова, слова... На самом же деле, вместо того, чтобы сделать математику понятной, они уничтожают ее основное содержание. Сначала, в 70-х гг. "подняли теоретический уровень", подорвав психику детей, а теперь "опускают" этот уровень примитивным методом выбрасывания "ненужных" разделов (логарифмы, геометрия и др.) и сокращением учебных часов .

Подлинной гуманизацией было бы именно возвращение к Киселеву. Он сделал бы математику вновь понятной детям и любимой. И этому есть прецедент в нашей истории: в начале 30-х годов прошлого века "устаревший" "дореволюционный" Киселев, возвращенный "социалистическим" детям, мгновенно поднял качество знаний и оздоровил их психику. И, может быть, помог одержать победу в Великой войне.
Источник
СКАЧАТЬ Учебники Киселева ( Арифметика , Алгебра , Геометрия )

Великолепный список скачиваемых советских учебников и методических пособий

Возрождение школьной математики

Учиться никогда не поздно! ( кладезь образовательных видео )

Учебники логики и психологии для сталинской школы

Полная коллекция видеоуроков по основным школьным предметам с 1 по 11 класс

да, я тоже сторонница уменьшения объёмов школьной программы. Пожалуй, приветствую только азы теорвера в младших классах, более понятийные, чем формульные.
А введение в программу одиннадцатого класса матстатистики или дифур вызывает у меня скрежет зубовный и желание спалить Академию педнаук.

Оригинал взят у ss69100 в Великолепный список скачиваемых советских учебников и методических пособий
Предлагаем очень хорошую подборку отсканированных советских учебников. Советуем познакомиться. Кому-то поможет вспомнить школьные годы. Ну а для кого-то, возможно, будет хорошей альтернативой учебникам современных авторов Вооружаемся тем, что сумеем передать внукам, а некоторые и детям. Всех детей переводим на домашку.И пусть аттестуют, не сломают, особенно если выбрать родительские комитеты, а при них - родительский контроль. Мы недооцениваем силы общественных организаций-первичек, тут у карликов явное упущение. Вперёд!

Кто-то проделал поразительную по объёму работу, чтобы всё найти, отсканировать и записать. Спасибо от всей души этим людям!

Математика
1. Скачать файл: Сборник задач по алгебре. 6-7 класс. Часть I (П.А. Ларичев. 1958 год) (2.7 МБ)
2. Скачать файл: Алгебра. Учебник для 6-8 классов (А.Н. Барсуков. 1966 год) (2.4 МБ)
3. Скачать файл: Алгебра. 6 класс (Ю.Н. Макарычев. 1974 год) (5.9 МБ)
4. Скачать файл: Алгебра. 6 класс (Ю.Н. Макарычев. 1985 год) (5.9 МБ) (6.1 МБ)
5. Скачать файл: Дидактические материалы по алгебре. 6 класс (М.Р. Леонтьева. 1982 год) (3.9 МБ)
6. Скачать файл: Алгебра. 7 класс. (Ю.Н. Макарычев. 1976 год) (5.3 МБ)
7. Скачать файл: Алгебра. 9 - 10 класс. (Н.Я. Виленкин. 1968 год) (3.9 МБ)
8. Скачать файл: Алгебра и начала анализа. 9 - 10 класс (А.Н. Колмогоров. 1987 год) (7.3 МБ)
9. Скачать файл: Алгебра и элементарные функции. 9 класс. (Е.С. Кочетков. 1969 год) (5.8 МБ)
10. Скачать файл: Алгебра и начала анализа. 10 -11 класс. (А.Н. Колмогоров. 1990 год) (3.4 МБ)
11. Скачать файл: Алгебра и элементарные функции. 10 класс. (Е.С. Кочетков. 1967 год) (4.6 МБ)

Наличие в этой подборке учебников Колмогорова как-то диссонирует с содержанием поста :)

12. Скачать файл: Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. (В.С. Крамор. 1990 год) (5.1 МБ)
13. Скачать файл: Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе (Е.Г. Глаголева. 1981 год) (4.1 МБ)
14. Скачать файл: Алгебра и начала анализа. 10 -11 класс. (А.Н. Колмогоров. 1990 год) (13.1 МБ)
Астрономия
1. Скачать файл: Астрономия. 10 класс. (Б.А. Вонцов-Вельяминов. 1983 год) (3.6 МБ)
2. Скачать файл: Астрономия. Учебник для средней школы. (Б.А. Вонцов-Вельяминов. 1966 год) (4.7 МБ)
3. Скачать файл: Сборник задач по астрономии. (Б.А. Вонцов-Вельяминов. 1980 год) (920.9 КБ)

Биология
1. Скачать файл: Биология. 6 - 7 класс. (В.А. Корчагина. 1993 год) (14 МБ)
2. Скачать файл: Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена. 8 класс. (А.М. Wepvth/ 1979 год) (5.9 МБ)
3. Скачать файл: Общая биология. 9 - 10 класс. (Ю.И. Полянский. 1987 год) (5.9 МБ)
4. Скачать файл: Общая биология. 10 - 11 класс. (Д.К. Беляев. 1991 год) (5.2 МБ)
5. Скачать файл: Энциклопедический словарь юного биолога. (М.Е. Аспиз. 1986 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги

Ботаника
1. Скачать файл: Ботаника. 5 - 6 класс. (В.А. Кочагин. 1985 год) (6.3 МБ)
2. Скачать файл: Ботаника. Для техникумов. (В.Г. Хржановский. 1988 год) (11.8 МБ)
3. Скачать файл: Ботаника. Морфология и анатомия растений. (А.Е. Васильев. 1988 год) (10.9 МБ)
4. Скачать файл: Школьный Атлас - определитель высших растений. (В.С. Новиков. 1991 год) (10.2 МБ)
Чтение
1. Скачать файл: Азбука. 1 класс. (1983 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
2. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1952 год) (3.8 МБ)
3. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1952 год) цветной (3 МБ)
4. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1959 год) (3 МБ)
5. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1962 год) (4.8 МБ)
6. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1970 год) (3.6 МБ)
7. Скачать файл: Родная речь. 1 класс (1963 год) (3.4 МБ)
8. Скачать файл: Антирелигиозная азбука. (1933 год) (769.4 КБ)
9. Скачать файл: Родная речь. 1 класс. (1963 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
10. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1987 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
11. Скачать файл: Азбука. 1 класс. (1983 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
12. Скачать файл: Букварь. 1 класс. (1959 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
Физика
1. Скачать файл: Физика для старших классов и подготовки в ВУЗ. 3 части. (Г.С. Ландсберг. 1985 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
2. Скачать файл: Физика. Учебное пособие для учащихся 7 - 11 классов. (О.Ф. Кабардин. 1991 год) (5 МБ)
3. Скачать файл: Физика. 7 класс. (А.В. Перышкин. 1989 год) (3 МБ)
4. Скачать файл: Сборник задач по физике для 8 - 10 классов. (В.П. Демкович. 1981 год) (6.8 МБ)

5. Скачать файл: Физика. 9 класс. (Б.Б.Буховцев. 1981 год) (3.9 МБ)
6. Скачать файл: Физика. Факультативный курс. 9 класс. (О.Ф. Кабардин. 1978 год) (3 МБ)
7. Скачать файл: Физика. 9 класс. Основы кинематики и динамики. Законы сохранения в механике. (И.К. Кикоин) (2.9 МБ)
8. Скачать файл: Физика. Факультативный курс. 10 класс. (О.Ф. Кабардин. 1987 год) (1.9 МБ)
9. Скачать файл: Физика для средних специальных учебных заведений. (Л.С. Жданов. 1984 год) (4.9 МБ)
10. Скачать файл: Курс физики для ВУЗов. (Т.И. Трофимова. 1990 год) (12.3 МБ)
11. Скачать файл: Основы оптики. (М. Борн, Э. Вольф. 1973 год) (17.9 МБ)
География
1. Скачать файл: География. 8 класс. ( Н.Н. Баранский. 1933 год) (6.5 МБ)
2. Скачать файл: Географический Атлас. Мир и Человек. (1988 год) (7 МБ)
3. Скачать файл: Географический Атлас. Мир вокруг нас. (1991 год) (8.2 МБ)
4. Скачать файл: Очерки по истории географических открытий в пяти томах. (1982 - 1986 г.г.) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
5. Скачать файл: География. 8 класс. ( Н.Н. Баранский. 1933 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги

Геометрия
1. Скачать файл: Сборник задач на геометрические преобразования. 5 - 8 класс. (Г.И. Саранцев. 1981 год) (1.9 МБ)
2. Скачать файл: Элементарная геометрия. Планиметрия. 6 - 8 класс. (Н.А. Глаголев. 1954 год) (5.6 МБ)
3. Скачать файл: Геометрия. 6 - 8 класс. (А.Н. Колмогоров. 1979 год) (7 МБ)
4. Скачать файл: Геометрия. 6 - 10 класс. (А.В. Погорелов. 1982 год) (5.5 МБ)
5. Скачать файл: Геометрия. Пробный учебник. 6 класс. (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. 1987 год) (2.8 МБ)
6. Скачать файл: Геометрия. 7 - 11 класс. (А.В. Погорелов. 1993 год) (2.8 МБ)
7. Скачать файл: Геометрия. Учебник и сборник задач. 8 - 9 класс. (А.П. Кисилев. 1966 год) (2.3 МБ)
8. Скачать файл: Геометрия. Учебное пособие. 8 класс. (А.Н. Колмогоров. 1976 год) (1.2 МБ)
9. Скачать файл: Геометрия. 10 - 11 класс. (Л.С. Анастасян. 1992 год) (2.6 МБ)
10. Скачать файл: Тригонометрические уравнения и неравенства. Книга для учителя. (И.Т. Бородуля. 1989 год) (2 МБ)

11. Скачать файл: Вопросы и задачи по геометрии. Для учителя. (В.А. Жаров. 1965 год) (1.1 МБ)

12. Скачать файл: Введение в элементарную геометрию и тригонометрию Лобачевского. (Н.Н. Иовлев. 1930 год) (945.4 КБ)
13. Скачать файл: Задача деления круга. Для учителя. (А.Г. Школьник. 1961 год) (2.3 МБ)
Химия
1. Скачать файл: Неорганическая химия. 7 - 8 класс (Ю.В. Ходаков. 1986 год) (5.3 МБ)
2. Скачать файл: Химия. 1 часть. 7 - 11 класс. (Г.Е. Рудзитис. 1985 год) (5.2 МБ)
3. Скачать файл: Химия. 2 часть. 7 - 11 класс. (Г.Е. Рудзитис. 1985 год) (7.2 МБ)
4. Скачать файл: Неорганическая химия. 9 класс. (Ю.В. Ходаков. 1976 год) (5.1 МБ)
5. Скачать файл: Химия и современность. Пособие для учителя. (Ю.Д. Третьяков. 1985 год) (5.1 МБ)
6. Скачать файл: Самостоятельные работы по химии. Пособие для учителя. (Р.Г. Иванова. 1982 год) (3.4 МБ)
Немецкий язык
1. Скачать файл: Немецкий язык. 6 класс. ( И.Л. Бим. 1987 год) (3.6 МБ)
История
1. Скачать файл: История средних веков. 6 класс. (Е.В. Агибалова. 1981 год) (7.8 МБ)

2. Скачать файл: История СССР. Часть 3. 10 класс. (А.М. Пенкратова. 1952 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
3. Скачать файл: История. 3 тома. (1925-1928 г.г.) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
4. Скачать файл: История средних веков. V - XV века. (В.Е. Степанова. 1969 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
Литература
1. Скачать файл: Энциклопедический словарь юного литературоведа. (В.И. Новиков. 1988 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги

2. Скачать файл: Литература. Справочные материалы. (С.В. Тупаев. 1988 год) (9.4 МБ)
3. Скачать файл: Литература древней Руси. Пособие для учителя. (О.В. Творогов. 1981 год) (1021.4 КБ)
4. Скачать файл: Русская литература. Учебник для средней школы. (А.А. Зерчанинов. 1965 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
5. Скачать файл: Русская древняя литература. XVIII век. (С.М. Флоринский. 1967 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
Логика
1 . Скачать файл: Логика. Учебник для средней школы. (С.Н. Виноградов. 1954 год) (846.4 КБ
Математика
1. Скачать файл: Арифметика. Учебник для первого класса начальной школы. Цветной (А.С. Пчёлко. 1959 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
2. Скачать файл: Маленьким ударникам Урала. Учебник по математике 1-го года обучения(ОГИЗ. 1932 год) (2.4 МБ)
3. Скачать файл: Математика. 3 класс. (А.С. Пчёлко. 1990 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
4. Скачать файл: Арифметика. Учебник для 5 и 6 классов восьмилетней школы. (И.Г. Шевченко. 1966 год) (8.2 МБ)
5. Скачать файл: Арифметика. 5 - 6 класс. (С.М. Никольский. 1988 год) (7.7 МБ)
6. Скачать файл: Математика. 5 класс - учебное пособие. (А.И. Маркушевич. 1971 год) (9.4 МБ)

7. Скачать файл: Дидактические материалы по математике для 5 класса средней школы. (А.С. Чесноков. 1990 год) (5.7 МБ)
8. Скачать файл: Рабочая книга по математике для пятого года обучения в городской школе. (М.Ф. Берг. 1930 год) (6.2 МБ)
9. Скачать файл: Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах VIII - X. (А.А. Колосов. 1963 год) (5.7 МБ)
10. Скачать файл: Математика колебания. Функции в природе и технике. Книга для внеклассного чтения IX - X классов. (Н.Я Виленкин. 1985 год) (1.7 МБ)
11. Скачать файл: Избранные вопросы математики. Факультативный курс. 9 класс. (И.Н. Антипов. 1979 год) (4.1 МБ)
12. Скачать файл: Алгебра. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. (М.И. Сканави. 1992 год) (7.3 МБ)
13. Скачать файл: Геометрия. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. (М.И. Сканави. 1992 год) (5.2 МБ)
14. Скачать файл: Энциклопедический словарь юного математика (А.П. Савин. 1989 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
Музыка
1. Скачать файл: Энциклопедический словарь юного музыканта. (В.В. Медушевский. 1985 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
2. Скачать файл: Практическое руководство по музыкальной грамоте. (Г. Фридкин. 1962 год) (4.1 МБ)
Рисование
1. Скачать файл: Энциклопедический словарь юного художника. (Н.И. Платонова. 1985 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
2. Скачать файл: Рисунок. Учебное пособие для ВУЗов (С.В. Тихонов. 1983 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
Русский язык
1. Скачать файл: Русский язык в картинках. Часть I. (И.В. Баранников. 1982 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
2. Скачать файл: Русский язык. Учебник для 1-го класса. (М.Л. Закожурникова. 1965 год) (3.2 МБ)
3. Скачать файл: Русский язык. Учебник для первого класса. Цветной. (М.Л. Закожурникова. 1965 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги

4. Скачать файл: Русский язык. Учебник для 4 класса средней школы. (Т.А. Ладыженская. 1988 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
5. Скачать файл: Русский язык. Теория. Учебник для 5 - 9 классов общеобразовательных учебных заведений. (В.В. Бабайцева. 1991 год) (2.7 МБ)
6. Скачать файл: Русский язык. Учебное пособие для 7 - 8 классов. (С.Г. Бархударов. 1974 год) (3.1 МБ)
7. Скачать файл: Русский язык в картинках. Цветной. (И.В. Баранников. 1982 год) (6.6 МБ)
8. Скачать файл: Историческая фонетика русского языка. Учебное пособие для ВУЗов. (Высшая школа. 1980 год) (3 МБ)
9. Скачать файл: Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть I. (УЧПЕДГИЗ. 1963 год) (4.6 МБ)
Уроки труда
1. Скачать файл: Лепка в начальных классах. Книга для учителя. (Я.А. Рожнев. 1985 год) (641.2 КБ)
2. Скачать файл: Дидактический материал по трудовому обучению. 2-й класс. (В.И. Романина. 1990 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
3. Скачать файл: Занятия по трудовому обучению. 6 - 7 класс. Пособие для учителя труда. (Г.В. Волошин. 1990 год) (4.2 МБ)
4. Скачать файл: Электротехника. Учебное пособие для 9 - 10 классов. (В.А. Поляков. 1982 год) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
5. Скачать файл: Слесарное дело. Учебное пособие для 9 - 10 классов. (Е.М. Муравьев. 1984 год) (7.8 МБ)
Физкультура
1. Скачать файл: Упражнения на бревне для женщин. Характеристика и классификация упражнений (В.Б. Коренберг) - пароль для скачки файла: Русичи Книги
Внимание! Если у вас нет программы для просмотра, предлагаем воспользоваться нашими программами.
(Со списком программ можно ознакомиться по ссылке.)
Русичи РООИВС © inform - Отдел информации
Спасибо Daria Smirnova
</div>


Я совершенно согласен, что проблемы с обучением в нашей стране начались именно тогда, когда учебники начали писать ученые, которые в большинстве своем совершенно не умели донести до ребенка знания в доходчивой форме, в результате чего значительная часть учебного материала стала проходить ,как говорится, мимо ушей.
Я лично сам помню, как вместо хорошего учебника по физике, по которому училась моя старшая сестра, нам ввели в 8 классе совершенно невозможный учебник Кикоина, который просто убивал нас своею наукообразностью и полным отсутствием нормальных объяснений. Фактически, на ученика обычной школы сваливали объем знаний , который был по зубам разве что аспиранту. Я конечно, понимаю, что Исаак Константинович гениальный ученый, но учебник получился ужасный.

1. Я решительно не согласен с заголовком исходной статьи "Вредительство и саботаж в школьном образовании, (на примере учебников математики)."
2. Для физматшкольников более аксиоматическое изложение колмогоровских и постколмогоовских учебников вполне приемлемо. Более того, такие школьники порой видят дыры в доказательствах, а потому полуинтуитивные "доказательства" для них могут быть вредны. И Коломогоров великолепно преподавал школьникам, но это были именно физматшкольники.
3. Геометрия Киселёва устарела, например, с той точки зрения, что в ней полностью отсутствуют векторы.
4. Высказывать определённое мнение по киселёвским учебникам не буду, т.к. пока их не прочитал.
5. Для меня геометрия, в которой аксиомы появляются только ближе к концу учебника звучит дико. Такая геометрия до появление аксиом представляется мне не настоящей, т.к. в ней не может быть полноценных доказательств. С другой стороны, что такое доказательство современные школьники очень часто не знают. Не смотря на последовательный аксиоматический метод в учебниках.
6. Если снова вводить киселёвские учебники, то, вероятно, их надо будет переработать и дополнить, в том числе упомянуть в сносках логические скачки в доказательствах, дописать в виде приложений, или отдельных методичек материал по векторам, возможно осовременить какие-то повседневные примеры (сменив антураж с начала 20-го века на начало 21-го) и т.п.

Совершенно верно


6. Если снова вводить киселёвские учебники, то, вероятно, их надо будет переработать и дополнить, в том числе упомянуть в сносках логические скачки в доказательствах, дописать в виде приложений, или отдельных методичек материал по векторам, возможно осовременить какие-то повседневные примеры (сменив антураж с начала 20-го века на начало 21-го) и т.п.

Да. Но их огромной методической и смысловой ценности это не отменяет.

Математика (как и любая дисциплина, собственно...) в первую очередь должна быть ИНТЕРЕСНОЙ И ПОНЯТНОЙ (!!!). Если это не так — каким бы строгим, изящным, современным, и т.д., и т.п. ни было изложение, СМЫСЛА В НЁМ НИКАКОГО (разве что в гонораре писавшего).


Да вроде бы все скачивается . Вот сслка : http://depositfiles.com/files/xzazhuya4 , она же внизу поста .

?

Log in

No account? Create an account